Торговля лицом: фасады элитных домов в Петербурге. Часть 2

Все здания воссоздать невозможно, да и для новых домов тоже нужно выбирать стиль, поэтому архитекторы делают и другой осторожный шаг:

II Стилизация под классику

Она не всегда бывает удачной, не все горожане приветствуют такой подход, но мимо некоторых примеров нельзя пройти мимо.

  • Жилой дом «Венеция» (Крестовский остров, ул. Депутатская, 26)

Дом был сдан в 2013 году. Над обликом трудилась мастерская «Евгений Герасимов и партнеры». Некоторые критики отмечают, что перепутать стиль этого дома с исторической постройкой невозможно из-за легкой эклектики. Орнамент фасада и обилие арочных проемов — намек на венецианскую архитектуру, оформление окон — реверанс в сторону английских дворцов XVII века.

Редкий дом отличается таким кропотливым подходом создателей к воплощению идеи. Особенно это относится к декору. Фасад обнимают более десятка каменных львиных масок. Скульптурные грифоны на углах здания — куда же без них в Петербурге — массивнее взрослого человека и выглядят внушительно даже издалека.

Окружающая среда на островах, с одной стороны, готова принять любой смелый замысел: здесь нет доминирующего архитектурного стиля, природа смягчит любые контрасты. Но с другой стороны, приходится учитывать необычные факторы: как здание будет смотреться зимой без красивого отражения в воде и бушующей зелени, сможет ли оно оживить место дождливой осенью или сольется в монохромной каше с голыми деревьями?

«Венеция» и с этой точки зрения смотрится выигрышно. Изначально для дома был задуман красный кирпич, но итоговый вариант более органично вписывается в петербургский ландшафт. Обилие воздуха вокруг сглаживает массивные детали здания: они не давят и не кажутся вычурными. Рядом есть и река, и парк, а расположение делает «Венецию» своего рода пограничным пунктом между современной архитектурой острова и малоэтажной застройкой в историческом стиле. Со стороны набережной Мартынова позади дома видна еще и телебашня на Петроградской стороне: она словно присоединяет «Венецию» к городу, не давая нам забыть о более далеком окружении.

  • Дом на 2-й Березовой аллее, 17-19 (Каменный остров)

Информация об этом доме редко просачивается в сеть. Известно только, что проектом занималась «Балтийская строительная компания», а за внешний вид здания отвечает архитектурное бюро Intercolumnium под руководством Евгения Подгорнова. Строительство было закончено в 2002 году. Человеку же, далекому от архитектуры, вполне может показаться, что здание стоит здесь последние 100 лет, а внутри находится какой-нибудь музей. На фоне деревянной дачи Гаусвальд в стиле модерн или особняка Клейнмихель в неоготическом стиле он даже не особенно заметен. Но на самом деле внутри — самые дорогие квартиры в городе. Интересно, какой же все-таки была цель создателей: возвести классическое, но не примечательное снаружи здание, чтобы избежать любопытных глаз, или создать для жильцов полное ощущение, что их дом — это дворец?

Иногда проекты занимают промежуточное положение: авторы считают их оригинальными, но окончательный вариант все равно смотрится имитацией.

  • Один из ярких примеров — ЖК «Александрия» на Новгородской улице, 23

Его проектировал известный испанский архитектор Рикардо Бофилл. Он называет стиль неоклассицизмом. Однако местные зодчие считают, что в Петербурге замысел Бофилла не будет смотреться как художественный жест. Конечно, не его вина, что колонны уже набили нам оскомину, но свежим решением построенное здание не выглядит. Оно теряется среди окружающей сталинской архитектуры и промышленных точек. Проезжая рядом с этим жилым комплексом, не замечаешь его вовсе. Даже предыстория с регалиями архитектора не добавляет зоркости. 

Бесспорно, главный козырь псевдоисторизма — полная мимикрия в течение нескольких десятилетий. Такой выбор сделали и некоторые европейские города, например, Будапешт. Это проверенный ход. Но только в том случае, когда стилизация выполнена качественно и не выглядит бутафорской. Новые же решения рискуют слишком быстро устареть. Тем более все сходятся на том, что особенного современного стиля у Петербурга пока нет. Например, американский урбанист Андре Дауни, который посещал наш город в 2012 году, отметил, что современные здания его не зацепили, а все, что понравилось, было старым.

Фото Марии Малышевой