Торговля лицом: фасады элитных домов в Петербурге. Часть 1

В вопросе о том, какой должна быть петербургская архитектура XXI века, профессиональное сообщество давно разделилось на два лагеря. Одни считают, что новые дома не должны контрастировать с историческими памятниками. Среди сторонников этой точки зрения, к примеру, — архитектор Никита Явейн, историк и публицист Лев Лурье. Существует близкий взгляд относительно элитных домов: они вообще не могут быть знаковыми объектами для города, это роль исключительно общественных пространств. Оппоненты же защищают право архитекторов на новое слово и жаждут откреститься от ярлыка мертвого города-музея, который иногда примеряют на Петербург.

Какой же из этих подходов выигрывает в оформлении фасадов элитных домов? Рассмотрим несколько направлений:

I Обновление классики

«Египетский дом» (ул. Захарьевская, 23)

Египетский дом 1

Дом был построен в 1913 году для жены статского советника Нежинского и стал доходным. Супруга чиновника увлекалась мистикой и оккультизмом, поэтому захотела сделать здание необычным.

Египетский дом 2

Фасад имеет сходство с парадным входом в храм богини любви Хатхор в Дендере. Образ богини нашел отражение в убранстве капителей колонн. В египетском стиле оформлена даже решетка во двор.

Египетский дом 3

Пилястры выполнены в виде фараонов. На их головах — символы власти: урей — стилизованное изображение богини-кобры Уаджит, которое крепится ко лбу, и немес — головной убор, украшенный рогами овнов. Знатоки отмечают, что поза скульптур более расслабленная, чем принято по египетским канонам. Крылатый солнечный диск над воротами — символ бога Ра.

Египетский дом 4

Потолок арки, ведущей во двор, также украшают изображения солнечных дисков и птиц. Во дворе закончен ремонт, так что пугающей несколько лет назад обваливающейся штукатурки больше нет. На стенах — узоры с растительными и архитектурными мотивами.

Египетский дом 5

Многое из убранства дома, по словам местных жителей, к сожалению, не сохранилось. Например, сфинксы, постаменты для которых остались во дворе. Существует версия, что их вывезли отсюда в 1970-е годы.

В начале XX века в «Египетском доме» размещались бельгийское и румынское посольства, позже заседала редакция журнала «Искусство Ленинграда». Сейчас коммунальные квартиры в нем расселены, дом считается элитным. Тем не менее даже во двор жемчужины архитектуры можно по-прежнему пройти свободно.

Египетский дом 6

 

«Монферран» (Конногвардейский бульвар, 5)

Монферран 1

 

Монферран 3

На месте «Монферрана» стояло здание постройки конца XVIII века. Его возвели для служителей Исаакиевского собора. В 1870 году дом перестроили, а в 2008 году снесли, оставив лишь стену фасада. Теперь это — апарт-отель на 96 номеров. Неподготовленный зритель вряд ли распознает новодел издалека. Вблизи, конечно, это уже можно понять по чистоте архитектурных деталей. И все бы хорошо, но подвела высота здания — 6 этажей плюс цоколь. Многие градозащитники считают ее недопустимой в этой части города.

Монферран 2

«Дача Воронихина» (Каменноостровский пр., 62)

Дача Воронихина 1

Сперва — в начале XIX века — здание было деревянным. Участок принадлежал архитектору Казанского собора и Горного института Андрею Воронихину. Дом разобрали в 1980 году перед Олимпиадой: считалось, что дача стала инородным телом на фоне внушительного модерна Петроградской стороны. Впоследствии реставрацией особняка занялась компания «Возрождение Петербурга». В 2009 году работы были закончены, и особняк оказался одетым в камень. Фасад декорирован горизонтальными соединениями, которые имитируют дерево. Еще одно отличие — здание стоит ближе к проспекту, чем первоначальная постройка. В остальном проект полностью копирует оригинальное здание в стиле классицизм. Сейчас «Дачу Воронихина» занимает посольство Ямало-Ненецкого округа. Другое дело, что прямо за особняком оказался новый жилой комплекс «Каменноостровская коллекция», оформленный в стекле и граните.

Дача Воронихина 2

Здесь классический набор: видовые пентхаусы с террасами, подземная парковка, круглосуточная охрана. Ревностные градозащитники сочли такое соседство оскорблением. Насколько удачным получился проект, покажет время и наш собственный вкус.  

Дача Воронихина 4

У многих перестроенных зданий в Петербурге есть недостаток — их недолговечность по сравнению с оригиналами. Дома уже через несколько лет после воссоздания стоят в строительных лесах. Например, сейчас (июль, 2014) латают фасад «Стокманна» на пересечении Невского проспекта и улицы Восстания, а он открылся всего лишь в ноябре 2010 года. Но это, разумеется, не повод отказаться от реконструкции в дальнейшем. Нужно исправлять ошибки, оттачивать технологии, изучать историю архитектуры и учитывать градостроительные нормы. А также не забывать, что центр Петербурга не раз перестраивался и в XIX веке.

Фото Марии Малышевой