Перспективы расширения Петербурга: взгляд на воду

Новых площадей под застройку в Петербурге становится все меньше. Наиболее оптимистичные прогнозы экспертов оставляют на строительство в черте города не более 20 лет. Градостроители видят несколько вариантов выхода из этой ситуации. Например, интенсивный подход: реновация старых спальных районов и реконструкция промышленных зон — так называемого серого пояса Петербурга. Есть и экстенсивный подход: застройка ближайших загородных направлений (Мурино, Бугры, Шушары и т. д.), а также создание намывных территорий.

Хорошо намытое старое

Намывные земли для Петербурга не новшество: такие территории уже есть рядом со станцией метро «Приморская», в Приморском районе (Лахтинский и Приморский проспекты, часть улицы Савушкина близ парка 300-летия Петербурга) и на Юго-Западе города (окрестности пр. Маршала Казакова). Все они были созданы в 1970-1980-е годы и сейчас воспринимаются как неотъемлемая часть северной столицы. Да и в петровские времена были намыты земли под Троицкой площадью и Летним садом.

Назад в будущее

Первым современным намывом в Петербурге стал проект «Морской фасад» на Васильевском острове в районе Невской губы. Работа над ним началась в 2004 году. На площади 414 га будет возведено жилье для 60 тысяч человек. Вдоль залива будет идти прогулочная набережная с парапетами, скамейками и кафе. От наводнений территорию будет защищать дамба высотой 4 метра.

Жилые дома у залива будут 7-9 этажными, по мере удаления от воды количество этажей вырастет до 18-ти. Помимо этого проект намыва подразумевает строительство торгово-развлекательных центров и гостиницы. Среди зданий делового кластера тоже планируются высокие сооружения. В связи с этим многих горожан беспокоит вид на «Морской фасад» со стороны исторического центра: не нарушат ли высокие здания ценную панораму города. Инвесторы обещают, что этого не произойдет. Инициативу также поддерживает Администрация Петербурга и Федеральное Правительство.

«Мы не Япония, зачем намывать?»

Этот консервативный вопрос часто задают на форумах и в комментариям к новостям. Некоторые читатели считают, что такое освоение территорий в России не оправдает себя. Однако, возможно, причина их возмущения кроется в простом нежелании смириться с непривычным подходом к строительству. Итак, в чем неоспоримые преимущества намывных территорий в Петербурге?

Во-первых, «Морской фасад» — это стратегический проект. Намывные районы частично решают транспортную проблему. Когда город разрастается вширь, жителям окраин приходится тратить на поездку в центр больше часа. Ведь именно там в Петербурге по-прежнему концентрируются зоны деловой активности и культурного досуга. После окончания строительства ЗСД добраться от намыва до центра можно будет за 15-20 минут. За это же время — до аэропорта «Пулково». Помимо этого в 2014 году здесь завершится строительство речного порта, который снизит транспортную нагрузку на Васильевский остров.

Во-вторых, это проект имиджевый. На территории «Морского фасада» уже открылся одноименный международный круизный порт. В 2008 году он принял первый лайнер. Окончательно строительство было завершено в 2011 году. Порт уже успел получить приз международного конкурса Dream World Cruise Destination (2010) за самую современную инфраструктуру. При нем оборудованы 7 причалов и 4 терминала, рассчитанные на 12 тысяч туристов в день.

Технологии

Изначально вокруг будущих границ намыва возвели дамбу, чтобы отделить искусственные территории от остальной части Финского залива. Морской песок для намыва доставляют баржами из месторождений — карьеров залива. Затем смесь песка и воды ведут по сборным трубопроводам до нескольких точек, где сосредоточена работа. После этого укладка песка происходит с помощью специальной техники ручного управления. Максимальная глубина намыва в районе ЗСД — 0,5 метра, в районе реки Смоленки — 6 метров.

Перспективы транспортной логистики

Помимо четких планов, у инвесторов есть и открытые вопросы. Например, пока неизвестно, сколько станций метро будет на новой территории. В последней редакции проекта указана одна, но члены Комитета по градостроительству и архитектуре считают, что этого недостаточно. Также не ясно, ожидается ли поддержка других видов общественного транспорта. Важно, чтобы темп создания намывных земель совпадал с темпом строительства развязок и станций, чтобы на Васильевском острове не произошел транспортный коллапс, которого все опасаются.

Комментарии

Сообщения не найдены

Новое сообщение