Невский район

Контрастные берега

Невский — единственный район в городе, который располагается на двух берегах Невы. Они не похожи между собой, а раньше юные жители правого и левого берегов нередко даже дрались между собой.

Невский всегда был важным логистическим центром Петербурга: в XVIII веке отсюда начинался Шлиссельбургский тракт на Архангельск, а сейчас район пронизывают разнообразные железнодорожные пути. Есть у Невского и свои рекорды. Например, в послевоенное время именно здесь был построен первый в стране квартал с хрущевками. А еще тут находятся самый длинный проспект, самый длинный мост и самое высокое жилое здание в городе.

Интересно, что в 1930-е годы, когда генплан Ленинграда подразумевал перенос центра города на юг, даже в этом районе начали возводить архитектурно привлекательные здания. Вместе с тем за годы существования Невский сохранил и атрибуты старого города: здесь есть усадьбы, крупные заводы и церкви, вокруг которых издавна росло жилье.

За последнее десятилетие район сильно преобразился: выделились зоны, объективно удобные для жилья, появилось много торговых центров, ожидается реновация старых кварталов. 

Правый берег:

«Проспект Большевиков»-«Улица Дыбенко»

Пересечение Товарищеского и Российского проспектов

Необитаемое прошлое

В XVIII-XIX веках здесь жили немецкие колонисты. Есть версия, что историческое название этой местности — «Веселый поселок» — появилось как дословный перевод оригинального немецкого наименования LustDorf. Однако существуют догадки, будто топоним возник из-за привязанности к выпивке русских заводских рабочих, которые в то время тоже здесь селились. Еще один вариант — на образ места повлияло поведение цыган, таборы которых нередко буянили на правом берегу Невы. В любом случае точное происхождение названия сейчас установить тяжело.

В период Великой Отечественной войны местным немцам пришлось покинуть территорию, и она пустовала несколько десятилетий. Жилье здесь начали строить только в конце 1960-х годов. Это были дома с отдельными квартирами для пролетариата. После коммуналок поселенцы были рады даже маленькой отдельной площади. Тогда эта часть района была настоящей окраиной: лес вплотную подступал к новым домам, отчего жильцы чувствовали себя первооткрывателями диких земель.

Метро сюда провели лишь в 1985 году, до этого Веселый поселок был почти отрезан от города. В центр ходил один-единственный автобус, очереди на который даже высмеивали в сатирических журналах.

Динамичное настоящее

Сегодня этот микрорайон полностью изменился. Транспортное сообщение хорошо развито, есть прямой выезд на КАД, рядом с метро «Проспект Большевиков» возводятся высокие кирпично-монолитные дома.

Новостройка на улице Коллонтай

Молодежь из других городов воспринимает это место с чистого листа как современную застройку. Главная точка притяжения здесь — Ледовый дворец.

Неподалеку проходит граница с Красногвардейским районом. Пара километров через железную дорогу, и вот вы оказались у Ладожского вокзала или торгового центра «Июнь», которые уже не принадлежат Невскому. Визуально этот переход отследить не всегда удается, так как панорама не меняется.

Станция «Улица Дыбенко» менее популярна для выбора жилья: жилищный фонд здесь состоит в основном из панельных хрущевок. Но строительство новых зданий тоже идет. Например, в конце 2014 года был сдан жилой комплекс «Аврора», в котором предусмотрено больше двух тысяч квартир. Местные шутят, что номер квартиры в этом ЖК можно выбирать по своему году рождения.

На улице Белышева возводится жилой квартал «Невская галактика» со своей инфраструктурой: школой, детскими садами, детскими площадками и зелеными участками для прогулок. Первые этажи будут предназначены для коммерческих помещений.

Забавно, что на правом берегу района есть парк Есенина, хотя поэт ни разу здесь не бывал. Это народное название было дано из-за обилия берез в парке. В парке Строителей внимание привлекает церковь Петра Апостола с высокой колокольней.

Церковь Петра Апостола в парке Строителей

Октябрьская набережная: встреча с Невой

В современном облике она была сооружена в 30-е годы XX века. Набережная значительно удалена от метро, пешком от обеих правобережных станций добираться до нее проблематично — только наземный транспорт. Ближайшие к набережной жилые здания — это хрущевки, сталинки и панельные девятиэтажные здания. Большая площадь занята промышленными предприятиями, особенно в историческом районе Уткина заводь. Вместе с тем здесь сохранились красоты былых времен: загородная усадьба полковника А. И. Чернова конца XIX века и водонапорная башня в неоготическом стиле. Также на Октябрьской набережной работает причал.

Сегодня самое привлекательно место для жилья на набережной — жилой комплекс «Ласточкино гнездо» рядом с Большим Обуховским мостом: 12 разновысотных корпусов на 700 квартир, паркинг на 1000 автомобилей, два детских сада, две школы, оздоровительный комплекс, спортивные площадки и клумбы. Дом окончательно сдан в марте 2015 года. Большая часть квартир в нем, как можно понять из названия, — однокомнатные.

С левым берегом Веселый поселок соединяет Володарский мост. На другом берегу недвижимость еще более разнородная. Рассмотрим подробнее несколько локаций.

Левый берег:

«Елизаровская»

Параллельно Октябрьской набережной с левой стороны Невы идет проспект Обуховской обороны. Между прочим, его длина — 11 км. Это самая длинная магистраль в городе, по протяженности она превосходит даже парадный Московский проспект.

При Петре I здесь стала активно развиваться промышленность: появились чугунно-литейный и кирпичный заводы, ткацкая и катушечная фабрики. Уже в 1920-е годы остро встал вопрос о жилье для рабочих, и в районе появились жилмассивы из двух-трехэтажных домов с арочными проемами: на улице Ткачей, а также между проспектом Елизарова и улицей Ольги Берггольц. К ним прилагалась фабрика-кухня на проспекте Обуховской обороны. Палевский жилмассив сохранился лучше всех, а в 2000-е годы в нем также были отремонтированы фасады домов, поставлены стеклопакеты. Интересно, что внутри есть квартиры с отдельным выходом на улицу. Поблизости находится небольшой Палевский сад, где местные жители часто гуляют с детьми.

  • Книжная ярмарка во Дворце Культуры им. Крупской

ДК имени Крупской тоже появился в районе в 1920-е годы вместе с жилмассивами. Сейчас он работает круглый год и шесть дней в неделю, кроме понедельника. Но направление деятельности изменилось: с 1992 года здесь торгуют книгами и канцтоварами, проходят встречи с писателями и мастер-классы. Книголюбы знают, что здесь можно найти раритетные издания по низкой цене и пообщаться со знающими продавцами.

«Ломоносовская»

В окрестностях этой станции метро можно изучать историю советского строительства. Ведь здесь есть и двух-трехэтажные «немецкие коттеджи» (их строили пленные немцы в 1940-е годы), и популярные сталинки, и хрущевки, и современные дома. К тому же, как оказалось, Невский район — поле для экспериментов. В 1930-е годы Ивановская улица стала застраиваться привлекательными зданиями с тонкими почти готическими колоннами, что было нехарактерно для спального района. В то время считалось, что центр города вскоре будет перенесен на юг, к Московской площади. А значит, и соседние районы должны соответствовать парадному уровню.

Местные сталинки стоят на Ивановской улице и улице Бабушкина вплоть до бульвара Красных зорь. В отличие от недвижимости Московского района здесь квартиры стоят куда дешевле. В 1990-е даже прошел бум на «Невские» сталинки с просторными дворами. Здесь же появилась и первая в стране хрущевка (на улице Полярников). Также тут, как и в центре, встречаются квартиры с восьмиугольными комнатами.

В этих краях есть знаковые места:

  • Императорский фарфоровый завод

Предприятие работает с XVIII века, и местный фарфор впечатляет даже зарубежных гостей. На заводе есть галерея современного искусства и музей, проходят мастер-классы по росписи.

  • Парк «Куракина дача»

В XIX веке землей здесь владели князья Куракины. Сегодня тут есть пруд, яблоневый сад, каштаны, кусты жасмина и акации, много птичьих гнезд на деревьях. К концу 2016 года должна завершиться масштабная реконструкция парка, чего местные жители ждали очень долго. Она включает ремонт мостов, установку фонарей и восстановление сливной канализации.

  • Парк имени Бабушкина

Этот парк тоже известен еще с XIX века. Сейчас здесь работают аттракционы и крытый ледовый каток. Стараясь привлечь сюда горожан для семейного отдыха, организаторы назвали место «Парком Сказок».

  • Воспоминания о водном транспорте

Одно из главных изменений последних лет в этом микрорайоне — демонтаж речного вокзала и гостиницы при нем в 2012 году: город признал их устаревшими. Теперь на их месте уже построен 25-этажный жилой комплекс с несколько ироничным теперь названием «Дом у речного вокзала». А обеспечение туристических водных маршрутов взял на себя причал в Уткиной заводи.

«Пролетарская»-«Обухово»

Рядом со станцией метро «Пролетарская» находится один из самых знаменитых заводов в городе — Обуховский сталелитейный. С XIX века он был передовым предприятием страны, участвовал в международных промышленных выставках и получал высшие награды. На нем выпускали двигатели для самолетов, снаряды и мины. Также завод красив с архитектурной точки зрения. Раньше на его месте стояла Александровская мануфактура, в проектировании которой участвовал шотландский архитектор А.Я. Вильсон. Многие постройки мануфактуры сохранились, но были дополнены новыми кирпичными зданиями завода.

Обухово — транспортный узел: мимо проходит Октябрьская железная дорога. Здесь построены кировки и хрущевки, есть и брежневки с просторными кухнями. Это самое дешевое жилье в районе. Новостроек здесь нет в силу не самого удобного расположения и отсутствия инфраструктуры.

Неподалеку от железнодорожной станции «Обухово» находится Кладбище «Памяти жертв 9-го января», где покоятся родственники многих коренных жителей этого микрорайона. На кладбище, кроме захоронений, есть старообрядческая церковь, часовня, памятник жертвам Кровавого воскресенья и несколько дотов. Правда, формально эта территория относится уже к Фрунзенскому району.

«Рыбацкое»: есть ли жизнь за КАД

Еще при Петре I здесь появилась Рыбацкая слобода. Тут росли фруктовые сады и процветало деревянное зодчество. До сих пор сохранились названия улиц в честь коренных жителей — крестьян. Однако в 1980-е годы все местные постройки, согласно Генплану Ленинграда, были снесены, и в Рыбацком выросли новые панельные здания. Сказалось выгодное расположение: в отличие от правого берега здесь есть прямой выход к воде со стороны жилых кварталов. Кажется, что в этой части района берега Невы меняются местами. Теперь слева — высокие новостройки, справа — лесопарк. С недавних пор тут построен самый высокий в городе жилой комплекс «Князь Александр Невский»: 35 этажей, 19 лифтов OTIS, фитнес-центр, кафе и магазины. В ЖК есть как квартиры-студии, так и двухуровневые апартаменты. Поблизости должны быть построены крупные комплексы «Петр Великий» и «Екатерина Великая». Пока эти постройки находятся в стадии проекта.

Усть-Славянка: масштабное освоение

Этот поселок вдалеке от метро ждет судьба Рыбацкого: 52 здания из имеющихся 54-х будут снесены. На их месте компания «СПб. Реновация» построит жилой комплекс Gutenborg с поликлиникой, несколькими детскими садами, школами и магазинами. Неизменным останется дом поэта Слепушкина, который относится к памятникам архитектуры. Пока главный вопрос к этому проекту — как будет решена транспортная доступность. Учитывая, что эта часть района находится на окраине города, отсюда тяжело выехать даже на автомобиле. Единственный путь в другие районы — Шлиссельбургский проспект. Но Смольный уже разрабатывает план развития транспортного сообщения за КАД. Также известно, что от Рыбацкого до Усть-Славянки будет продлена трамвайная линия.

Коммерческая недвижимость

Всего в районе есть около 40 бизнес-центров. Но среди них пока нет ни одного центра класса A. Компенсируют этот недостаток масштабные замыслы:

  • На проспекте Обуховской обороны строится технопарк «Ингрия», в котором появятся два бизнес-инкубатора, 17 бизнес-центров, университет, гостиница, детский сад и даже жилые корпуса для сотрудников компаний-партнеров.
  • На «Пролетарской» рядом с продолжением улицы Чернова будет построен новый бизнес-центр «Тайм» в виде двух башен. Рядом с ним планируется организовать остановку водных маршруток до центра города. 

Инфраструктура

Наиболее интенсивно в Невском районе развивается индустрия развлечений (особенно на правом берегу Невы). Здесь уже есть около 30 торговых и развлекательных центров. Особенно выделяются современные ТРК «Штрих-Код» и «Лондон Молл». Оба они отличаются продуманным архитектурным решением: «Штрих-Код» выглядит в соответствии со своим названием, а проект «Лондон Молла» разрабатывало британское архитектурное бюро. В обоих ТРК расположены более ста магазинов, кафе и кинотеатры.

На улице Коллонтай должен появиться новый ТРК большой площади: с автодромом и роллердромом, бильярдом, настольным теннисом и другими популярными услугами. Он будет принадлежать холдингу, в который входит MazaPark (развлекательный центр во Фрунзенском районе, крупнейший в нашей стране). Также в районе более 20 детских игровых и развивающих кружков.

На хорошем уровне спортивная инфраструктура: в наличии фитнес-центры, сеть бассейнов «Атлантика», детские спортивные школы, секции хоккея и фигурного катания, дайвинга, легкой атлетики, художественной гимнастики, бокса и восточных единоборств. На Российском проспекте — на территории Яблоновского сада — построен спортивный комплекс хоккейного клуба СКА с двумя ледовыми полями. Наконец, на проспекте Большевиков стоит Ледовый дворец.

Не отстает и медицинское обслуживание: целых два роддома, городская Александровская больница, психоневрологический институт имени В. М. Бехтерева, более 10 поликлиник, частные медицинские центры.

Транспорт

Самые оживленные магистрали района на правом берегу — Октябрьская набережная, Российский и Дальневосточный проспекты, проспект Большевиков, улица Дыбенко. На левом — проспект Обуховской обороны, длинные улицы Седова и Бабушкина. В районе есть несколько мостов:

  • Берега Невы соединяет Володарский мост. Подъезды к нему со стороны Ивановской и Народной улиц часто осложнены пробками.
  • С Фрунзенским районом Невский связывает надземный Сортировочный мост (он же Невский путепровод).
  • В Красногвардейский район ведет железнодорожный Финляндский мост.
  • Большой Обуховский (Вантовый) мост соединяет Невский со Всеволожским районом Ленинградской области. Это самый длинный мост в Петербурге.

Большой Обуховский мост

Отсюда удобен выезд на КАД. Дорога до центра города занимает не более 20 минут без пробок. От станции метро «Проспект Большевиков» до «Чернышевской» ходят автобусы. Наземный транспорт едет также во Фрунзенский, Красногвардейский, Калининский районы.

Резюме

В Невском районе заметна колоссальная разница между дореволюционным прошлым, советской реальностью и сегодняшним днем. Если вы хотите понять, как выглядели окрестности 30-50 лет назад, самостоятельная прогулка почти ничего не даст. Многое снесено, заброшено или используется по-новому. Так что нужно общаться с коренными жителями и запастись краеведческими справочниками. К Невскому приходится приглядываться более пристально, искать его лицо более дотошно, чем может показаться на первый взгляд.

Если оценивать Невский без оглядки в прошлое, у него есть потенциал для того, чтобы стать комфортным спальным районом. Уже сегодня это самое популярное место в городе с доступным жильем. Как и в Красногвардейском районе, «серый пояс» здесь нужно переоборудовать под жилую и деловую застройку. В этом ключе по-новому сможет заиграть и выход к Неве — появится еще больше видовых квартир на последних этажах. А это уже привилегия. Ведь в Красносельском, Приморском и Василеостровском районах домов с видом на залив совсем немного. В центре города или на Крестовском острове видовые квартиры стоят баснословных денег. А здесь недвижимость намного доступнее. 

Образование

В районе почти 100 детских садов и около 60 школ. Наиболее сильные из них:

  • Школа № 345.
  • Гимназия № 498.

Правда, стоит отметить, что даже имеющихся садиков хватает не всем семьям: очереди стоят по несколько лет.

Комментарии

Сообщения не найдены

Новое сообщение