Колпинский район

Петербург провинциальный

Вознесенская церковь 

Многие знают Колпино лишь как промышленную зону, но местные жители искренне любят родные края и очень патриотичны: оседают здесь семьями на десятилетия и не желают переезжать, собирают старые фотокарточки с видами знакомых улиц и увлекаются краеведческими поисками. Например, недавно своими силами выяснили, что по Колпино ступала нога А. С. Пушкина. Правда, был он там в юности и проездом, но сам факт делает в их глазах малую родину еще более значимой. Колпино оставило и более запоминающийся след в истории: в XIII веке поблизости состоялась битва Александра Невского со шведами. А во время Великой Отечественной войны город стал важным оборонным рубежом: именно здесь советские бойцы уничтожили более 40 танков противника. С 1950-х по 1980-е годы были возведены многочисленные мемориалы погибшим.

Активное освоение этой территории началось еще в XVI веке. Местное население занималось торговлей и ремонтом судов. При Петре I Ижорская мыза отошла Александру Меншикову, и он выстроил здесь пильную мельницу, которая ознаменовала начало промышленной эпохи города. И хотя мельница не сохранилась, именно от нее пошло строительство знаменитых Ижорских заводов.

Памятник А. Д. Меншикову

Относительно происхождения самого названия «Колпино» существуют две основные версии. Первая — финские корни: на финском слово «колп» означает «сосна». Вторая версия — балтийско-славянское происхождение: на этом наречии «колп» значит «лебедь». И хотя историки склоняются к первому варианту, администрация города, по-видимому, поддерживает более поэтичную вторую версию. Ведь в 2012 году к 290-летию Колпино в одном из скверов появилась скульптура лебедя. Как бы то ни было, ясно одно: почти за триста лет существования название это ни разу не менялось.

 Сквер на улице Красная

Занятный нюанс: внутри Колпино проходит граница между городом и областью. Квартал между улицей Ижорского батальона и Московской улицей относится уже к Тосненскому району Ленобласти. К нему же целиком относится Онежская улица. Так что тем, для кого принципиально место регистрации, стоит иметь в виду эту особенность.

Кроме Колпино в состав района входят пять поселков: Петро-Славянка, Усть-Ижора, Саперный, Понтонный и Металлострой. Последний выделяется тем, что кроме малоэтажного строительства в нем ведется еще и высотная застройка.

Архитектура и недвижимость: неожиданно широкий выбор

Колпино имеет некоторое сходство с Невским районом: здесь тоже водоем делит территорию на две разных части. Правда, не река, а разлив — Ижорский. Строительство на его левом берегу началось еще в 1940-е годы. На правом — только в 1970-е. С загородными же районами Колпинский роднит парадное оформление вокзальной площади.

Левый берег разлива — своего рода старый город в Колпино. Его самая известная магистраль — проспект Ленина, переходящий в Колпинское шоссе.

Проспект Ленина

Раньше он назывался Царскосельской улицей, но в советское время прежнее наименование предали забвению. Здесь сохранилась сталинская архитектура: проспект идет параллельно Ижорскому заводу, и в 1950-е годы местные сталинки строились как раз для заводских рабочих.

Сталинки на проспекте Ленина

В ходе перипетий со сменой названий улиц получился оксюморон: на проспекте Ленина стоит церковь. При Советском Союзе в ней размещался детский кинотеатр «Заря», а колокольня была разобрана, но сейчас здание отреставрировано и принадлежит Русской православной церкви. Кстати, в 2013 году петербургская топонимическая комиссия приняла решение вернуть нескольким улицам дореволюционные названия. Но до реализации этой задумки дело пока не дошло.

На Павловской улице строится жилой комплекс «Астрид» от компании «СПб. Реновация». Его проектированием занимаются шведские архитекторы. Раньше здесь стояли 22 аварийных дома, а вскоре будет восемь новых зданий по пять-девять этажей. В каждом — квартиры до четырех комнат.

Берега разлива соединяет Большой Ижорский мост, построенный в 1970-е годы. Он гармонично дополнил местную панораму: его видно издалека, а с него самого открывается привлекательный вид на воду и парк на острове.

Вид на Большой Ижорский мост

Правый берег разлива по необъяснимой причине в народе называется Простоквашино. Недавно тут даже поставили памятник героям одноименного мультфильма.

Памятник «Трое из Простоквашино»

Это более оживленная часть города с развитой инфраструктурой, свободных участков под застройку практически нет. Если смотреть с верхних этажей, особенно вечером, кажется даже, что это обычный спальный район-муравейник. Дома здесь в основном панельные, высотой в 9-12 этажей.

Недвижимость на правом берегу Ижорского разлива

Первое 12-этажное здание появилось на Московской улице в 1989 году. Интересно, что во многих домах нет проходных комнат. По сравнению с «городскими» районами цены на недвижимость здесь почти не растут.

На берегу Ижорского разлива строятся уже дома бизнес-класса. Это и малоэтажные здания на улице Тазаева с квартирами площадью от ста квадратных метров, и аналогичный квартал на улице Анисимова.

Улица Анисимова

В отдалении — возле Лагерного шоссе — тоже властвуют коттеджи. Например, сейчас возводятся современные четырехэтажные дома с мансардами — «финский городок Юттери». От застройщика обещаны детский сад, школа и спортивные площадки. А на границе между Колпинским и Пушкинским районами разместился квартал «Новая Ижора»: море двухэтажных домиков с красными крышами.

Квартал «Новая Ижора

Локальные достопримечательности

Ярко выраженных достопримечательностей в Колпино нет, и в буклеты для туристов этот район не попадает никогда. Но здесь все же есть на что посмотреть.

  • «Дом со шпилем» (наб. Комсомольского канала, 28)

«Дом со шпилем»

Жилое здание в стиле сталинского ампира появилось в городе в 1954 году. С тех пор оно неизменно вызывает интерес старожилов и приезжих. Особенно скульптурная композиция: мужчины-воины и женщины-труженицы. Многие даже считают дом символом Колпино.

  • Ижорский завод

Музей Ижорского завода

Это градообразующее предприятие с более чем двухсотлетней историей. Изначально существовали Ижорские заводы при Адмиралтействе: якорный, медный и другие. В XIX веке к их проектированию привлекали даже шотландских архитекторов. В советские годы здесь изготавливали бронепоезда и подводные лодки, до сих пор — комплектующие к атомным реакторам и огромные карьерные экскаваторы. Сегодня на заводе работает около восьми тысяч человек, большинство — местные. Есть и музей, в котором можно проследить всю историю развития промышленного объекта.

  • Ижорский дворец творчества (Стахановская ул., 14)

Ижорский дворец творчества

Это действительно внушительное здание возводилось более 50 лет: замысел появился еще в 1930- е годы, а завершили строительство только в конце 1980-х. Во дворце есть концертный и кинозал. Но самое привлекательное — деревянная лестница, которая полукругом опоясывает здание изнутри.

  • Следственный изолятор «Кресты»

Изолятор начал работу в конце 2015 года и, между прочим, стал крупнейшим в Европе. Местные жители уже обмениваются мнениями о перспективе необычного соседства. С одной стороны, колпинцам не привыкать: на территории их города уже есть колония для несовершеннолетних. С другой, никому не хочется, чтобы ситуация усугубилась — имиджу района это явно не на руку. Тем не менее застройщики продолжают невозмутимо возводить новые жилые комплексы с видом на будущую тюрьму (например, ЖК «Олимп» на Лагерном шоссе). Они отмечают, что покупателей квартир не беспокоит такая особенность. О безопасности тоже позаботились: 4000 заключенных от воли будут отделять шестиметровый многослойный забор и датчики движения.

Инфраструктура

Продуктовый магазин

Этим Колпино как раз может похвастаться. Здесь есть все для автономной жизни, отдыха и развлечений. Во-первых, продовольственные магазины шаговой доступности и гипермаркеты: «О'Кей», «Перекресток», PRISMA, а также магазины электроники и бытовой техники: «Юлмарт», «Техносила», «М.Видео» и другие. Во-вторых, медицинские услуги на хорошем уровне: больницы, поликлиники, роддом. В-третьих, в Колпино множество условий для спортивного развития: спортцентр «Ижорец» с бассейном, тренажерным залом и разнообразными секциями, школа олимпийского резерва по гребле, конькобежная школа, футбольные поля, стадионы, велодорожка от Южной ТЭЦ и почти до КАД общей протяженностью около 12 километров. И, наконец, торговые центры, кинотеатры и рестораны. Большая часть развлекательных точек находится на правом берегу Ижоры.

Да и для прогулок места достаточно: парк культуры и отдыха, сады и скверы, окрестности Ижорского разлива (его почему-то называют прудом). Неудивительно, что в городе обосновалось много молодых семей с детьми. В Колпино есть и свои традиции: в сентябре устраивают салют, а весной около завода высаживают тюльпаны.

Вместе с тем продолжает развиваться промышленное направление. Кроме Ижорского завода, 17 местных предприятий — крупнейшие в Петербурге.

Транспорт

Транспортный вопрос в Колпино, пожалуй, самый актуальный. Те, кто живет здесь, а работает в других районах, знает, что дорога в одну сторону может занять несколько часов. Сейчас ситуация меняется к лучшему, но пока недостаточно быстро.

Соседние районы — Невский, Фрунзенский и Пушкинский. Из Колпино ходят автобусы и маршрутки до станций метро «Купчино», «Звездная», «Рыбацкое», «Пролетарская». Каждый из них преодолевает 25 километров до Петербурга в среднем за полчаса при отсутствии сильных пробок. В самом Колпино станций метро нет и не предвидится. Электрички ходят до Обухово и Московского вокзала.

Более 1 млрд рублей уже выделено на реконструкцию Оборонной улицы. К 2017 году ее продлят: с одной стороны — до Заводского проспекта через Ижорский пруд, с другой — до железнодорожных путей, а затем и Лагерного шоссе. В итоге улица станет частью объездной дороги вокруг города.

К 2018 году вдоль Петрозаводского шоссе должен быть проложен легкорельсовый транспорт до Рыбацкого. Также планируется продолжить Софийскую улицу до Заводского проспекта, построить новую дорогу между Софийской улицей и Петрозаводским шоссе. Колпинское шоссе в скором будущем должны расширить до четырех полос.

Резюме

Набережная Комсомольского канала

Чрезвычайно любопытно, как местным жителям удается сохранять свою оседлость. Ведь помимо внутреннего сообщения рядом с Колпино проходит трасса федерального значения — Е-105: из Санкт-Петербурга в Москву. Кроме этого, Колпино минуют поезда «Сапсан» (тоже в московском направлении) и «Аллегро» (в Хельсинки). Вдобавок тут очень низко летают самолеты: здесь они начинают снижение на взлетно-посадочную полосу аэропорта «Пулково». Словом, все виды транспорта намекают о передвижении, переезде, переменах. Но колпинцы не поддаются соблазнам, держатся стойко. Даже чересчур непосредственные вопросы от жителей других районов вроде «как к вам в деревню добраться-то?» они выслушивают спокойно, со сдержанной улыбкой. Достойно уважения.

Образование

В районе более 50 детских садов, 30 школ, среди которых есть музыкальные и художественные.

Комментарии

Сообщения не найдены

Новое сообщение